Статьи/Регистрация строений

Регистрация прав на жилые и нежилые объекты недвижимого имущества по декларации

Общие сведения

Документ «Декларация об объекте недвижимого имущества» подтверждает факт создания объекта недвижимого имущества на садовом земельном участке и является правоустанавливающим документом – основанием приобретения права собственности на строение и основанием для государственной регистрации данного права. Документ содержит описание основных свойств оформляемого объекта.


Зарегистрированное по декларации право позволяет распоряжаться объектом, например, продать его или подарить. При этом важно знать, что сделка с оформленным по декларации объектом возможна только в простой письменной форме. Через нотариуса оформить договор отчуждения будет нельзя.


Для регистрации нежилых строений по декларации достаточно знать площади и материал своих строений – гаража, хозяйственных построек, бани.


Регистрация жилого строения в заявительном порядке имеет ряд особенностей. Заявитель должен понимать, что не всякий садовый дом может считаться жилым домом. Для отнесения садового дома к числу жилых должны присутствовать следующие его характеристики: 1) он является недвижимым имуществом, т.е. объектом, передвижение которого без ущерба его назначению невозможно; 2) он является изолированным помещением, что позволяет использовать его в в качестве объекта жилищных правоотношений; 3) он пригоден для постоянного проживания людей, т.е. оснащен инженерно-техническими системами водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения, вентиляции и др., устроенными в соответствии с санитарно-техническими правилами и нормами.


Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 14.04.2008 г. № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан признал признак пригодности жилого помещения для постоянного проживания единственно необходимым для отнесения жилого строения, расположенного на садовом земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, к объекту жилищных прав и разрешил регистрацию по месту жительства в жилом строении, пригодном для постоянного проживания.


30 июня 2011 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции законоположение, запрещающее регистрацию в дачных домах на садовых участках земель сельхозназначения.


Жилой дом на землях сельхозназначения – это разновидность жилого помещения, которое после регистрации прав на него должно стать составной частью жилищного фонда РФ. Однако для полноправного включения данного помещения в состав жилищного фонда одного декларирования его пригодности для постоянного проживания недостаточно. Потребуются еще усилия по проведению процедур государственного учета, технической инвентаризации и паспортизации объекта жилой недвижимости, зарегистрированного по декларации, а также – в перспективе – изменение категории земельного участка.

Адреса офисов Росреестра

Адреса офисов и приемных Росреестра, где можно сдать документы на регистрацию. В некоторых из них есть предварительная запись на прием.


Выберите удобный для Вас офис Росреестра из тех, что располагаются в Пушкинском районе и г. Ивантеевка. Очень рекомендуем Ивантеевский отдел, располагающийся по адресу г. Ивантеевка, Центральный проезд. д.4. Он находится ближе всего к нашему СНТ и там почти нет очередей. В других офисах опыта сдачи документов на регистрацию прав не было. Если у Вас был положительный опыт подачи документов в других офисах, сообщите об этом правлению.


Время работы офисов и приемных:
Понедельник с 09.00–16.00
Вторник с 10.00–20.00
Среда с 09.00–17.00
Четверг с 10.00–20.00
Пятница с 08.00–16.00
Суббота с 09.00–13.00 предварительная запись


В Ивантеевском офисе (Центральный проезд, д.4) осуществляется предварительная запись на прием по телефонам: 8 (496) 536–06–79, 8 (496) 536–27–18.

Необходимый пакет документов

Документы, предоставляемые регистратору:

  1. Свидетельство о зарегистрированном праве на земельный участок (+копия).
  2. Декларация об объекте недвижимого имущества (скачать). Декларация заполняется заявителем лично в двух экземплярах. Образец заполнения декларации (посмотреть) ВАЖНО: на каждый объект недвижимого имущества необходимо заполнять отдельную декларацию.
  3. Справка от товарищества о том, что оформляемый объект находится в границах земельного участка, принадлежащего заявителю (за получением справки обратитесь в правление).
  4. Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию прав (на каждый объект недвижимости) – оригинал и копия. В квитанции обязательно указывается идентификатор сведений о физическом лице, в качестве которого используется страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС). (Скачать)
  5. Гражданский паспорт.
  6. Доверенность, если заявителю даны соответствующие полномочия собственником земельного участка.